ОБЩАЯ ПОДГОТОВКА КАРТ

В ходе общей штурманской подготовки каждый экипаж готовит установленный комплект карт, в который обычно входят;

— полетная карта, охватывающая район полетов;

— бортовая карта, охватывающая район радиусом не менее максимальной практической дальности полета самолета;

— карта района цели.

Полетная карта является для самолетовождения основной. Вы­лет без подготовленной полетной карты запрещается. Масштаб карт зависит от их назначения и рода авиации. В частях дальней авиации, военно-транспортной авиации и авиации ВМФ в качестве полетной карты наиболее часто применяется карта масштаба 1 :2 000 000, реже применяются карты других масштабов в преде­лах от 1:1 000 000 до 1:4000 000. Масштаб бортовой карты, как правило, более мелкий, чем полетной, и для названных родов авиа­ции лежит в пределах от 1 : 2 000 000 до 1 : 4 000 000. В частях ВВС масштаб полетных карт— 1:500 000 или 1:1 000 000, бортовых — 1 : 1000 000 или 1 :2 000 000. Масштаб карты района цели, как пра­вило, более крупный, чем полетной. Карта, района цели может быть масштаба 1 : 500 000 и крупнее —до масштаба 1 : 25 000.

Подготовка карты, которая производится до получения полетно­го (боевого) задания, называется общей.

Общая подготовка карты заключается в подборе и склейке листов, нанесении линии фронта (выделении госгра — ницы), отметок основных высот местности и препятствий, угро­жающих безопасности полета, выделении характерных визуаль­ных и радиолокационных ориентиров, нанесении отметок маг­нитного склонения, отметок мест дислокации наземных средств РТО. При необходимости на полетной карте выделяется сетка географических координат и наносятся координатные сетки, облегчающие применение технических средств самолетовож­дения.

При подборе листов полетных карт для заданного маршрута следует учитывать, что обрез крайнего листа должен быть удален от линии заданного пути не менее чем на 200 км (для дальней авиации — 500 км). При большом количестве листов допускается подготовка полетной карты по частям с перекрытием отдельных частей района.

Все цифры на карте записываются размером 7—10 мм. Записи на полетной карте делаются четко и разборчиво карандашом та­кого цвета, который хорошо выделяется на карте.

Отметки основных высот местности и препятствий, имеющих

значение для безопасности полета и ориентировки, обводятся чер­ным прямоугольником (8X12 мм).

Отметки магнитного склонении (Дм) наносятся на карту через 20—50 см или при изменении склонения на 2°. Величина Дм нано­сится со своим знаком красным карандашом и обводится красным кружком диаметром 10—15 мм. Цифры пишутся параллельно гео­графическим меридианам.

При наличии на самолете панорамной радиолокационной стан­ции на карте цветными карандашами выделяются характерные радиолокационные’ ориентиры (озера, изгибы рек с крутыми бере­гами — синим цветом, искусственные сооружения типа мостов и плотин, населенные пункты — красным цветом). При этом надо сохранять действительную конфигурацию ориентиров. В тех случаях, когда конфигурация ориентира на карте не соответ­ствует конфигурации радиолокационного изображения, необхо­димо выделять его в соответствии с радиолокационным изобра­жением.

Наземные средства РТО или, что то же самое, радионавига­ционные точки (РНТ) наносятся условными знаками. Место распо­ложения РНТ обозначают отрезками взаимно перпендикулярных прямых (20X50 мм) с пересечением в месте установки наземной станции. Отрезок большей длины совмещают с географическим ме­ридианом места. Если для измерения курса применяется система условных меридианов, то вблизи РНТ наносятся азимутальные по­правки для ее места. Поправки можно не наносить, если отрезок большей длины совместить с условным меридианом.

На картах, имеющих гриф, около отметки РНТ указываются сведения о характере ее работы. Запись производится дробью: в числителе указываются позывные, в знаменателе — частота или номер канала. На этих картах в мирное время разрешается нано­сить местоположение основных и запасных аэродромов.

На картах, не имеющих грифа, около отметки РНТ указывается лишь ее номер, под которым в бортовом журнале штурмана дол­жны быть записаны сведения о характере ее работы.

Ориентация на карте системы ортодромических (прямоуголь­ных) координат указывается старшим штурманом.

Прямоугольная сетка наносится через 100 км и оцифровывается. Каждая ячейка прямоугольной сетки разбивается штрихами через 20 км.

Практикуется заблаговременное нанесение на полетную карту главных ортодромий по предполагаемым направлениям маршрутов полетов. Каждой ортодромии присваивается номер.

Положение начала ортодромических координат определяется конструктивными особенностями применяемы* технических средств и принятой методикой их использования. Конструкция некоторых навигационных систем предопределяет совмещение начала орто­дромических координат с целью (объектом разведки, ракетного удара и т. п.). *

Общая подготовка бортовой карты заключается в подборе и склейке листов, нанесении линии фронта (выделении госграницы), выделении сетки географических координат и нанесе­нии координатных сеток для применения имеющихся на самолете навигационных средств.

Может быть подготовлено несколько бортовых карт (карт ли­ний положения) различного масштаба и назначения. Например, одна карта масштаба 1 :2 000 000 для применения угломерно-даль — номерных радиотехнических систем; другая карта масштаба 1 : 4 000 000 — для применения угломерных радиотехнических си­стем.

Азимутальные и азимуталыю-далыюмериые сетки наносятся в пределах дальности действия систем. Дальности действия систем определяются для различных высот полета.

Секретные данные наносить на бортовую карту запрещается. Расположение своих войск, кораблей и авиации в военное время наносить на карты, находящиеся на борту самолета, запре­щается.

Для удобства пользования подготовленные карты складываются по формату портфеля.